Горнин Леонид
05.06.18 НОВОСТИ

 31.05.2018 15:40 Горнин Леонид Владимирович Первый заместитель Министра

По просьбе редакции итоги 2017 года и перспективы развития межбюджетных отношений прокомментировал заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В. Горнин.
 
— Как сейчас складывается ситуация в сфере межбюджетных отношений? Каковы главные результаты 2017 года?
 
— Вопросы повышения эффективности межбюджетных отношений и обеспечения устойчивого регионального развития остаются одними из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ и включают комплекс мер по совершенствованию межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
 
В 2017 г. проведена большая работа по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов.
 
Например, в рамках снижения долговой нагрузки на бюджеты была проведена реструктуризация задолженности для 73 регионов. Бюджетный эффект в виде снижения объема необходимых к возврату бюджетных кредитов субъектов РФ в 2018–2019 гг. составит 417,6 млрд рублей.
 
Нельзя не отметить, что по итогам 2017 г. впервые сократился номинальный объем государственного долга субъектов РФ на 1,6% и составил на 1 января 2018 г. 2315,4 млрд руб., или 30,5% объема налоговых и неналоговых поступлений. В том числе объем государственного долга субъектов РФ по рыночным заимствованиям за 2017 г. сократился на 50,5 млрд руб., или на 4,0%, и составил на 1 января 2018 г. 1215,5 млрд рублей.
 
Кроме того, был сделан большой шаг по повышению прозрачности и предсказуемости формирования бюджетов субъектов РФ: до начала финансового года впервые было распределено 100% межбюджетных субсидий, что позволит минимизировать риски неопределенности и расширить горизонты планирования. Напомню, что еще совсем недавно в – 2016 г. – законом о бюджете распределялось только 36% таких субсидий.
 
В 2017 г. также проводилась инвентаризация федеральных законов и иных нормативых правовых актов РФ, устанавливающих требования к осуществлению собственных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований
в отраслях экономики и социальной сферы, в результате которой была начата работа по отмене неэффективных нормативных правовых актов.
 
— Какие, с Вашей точки зрения, необходимы решения для стимулирования субъектов к наращиванию доходной базы?
 
— В межбюджетных отношениях мы предусмотрели помимо методики распределения дотаций на выравнивание элементы стимулирующего характера.
 
К таким элементам относится предоставление грантов высших показателей по росту экономического и налогового потенциала, что уже закреплено в бюджете на трехлетний период. Безусловно, это реальный инструмент, который будет стимулировать регионы к достижению более высоких темпов экономического роста.
 
Не могу не упомянуть о тех решениях, которые были приняты в последние месяцы уходящего 2017 г. За счет прироста налога на прибыль был создан резерв в 37 млрд руб., предназначенный для того, чтобы простимулировать те субъекты РФ, которые показали наилучшие результаты по приросту налога на прибыль. Уверен, что это будет положительно сказываться на инвестиционных процессах на региональном уровне.
 
— Какие задачи, по Вашему мнению, стоят перед финансовыми органами всех уровней?
 
— Одна из основных задач, стоящих перед регионами на 2018 г., – принять исчерпывающие меры для того, чтобы выполнить все соглашения по реструктуризации. В фокус внимания данного маневра по реструктуризации попал ряд показателей, связанных в том числе с государственным долгом, дефицитом бюджета, разработкой программ по повышению эффективности бюджетных расходов, осуществлению непростых, но нужных мероприятий по определению и отмене неэффективных налоговых льгот в субъектах РФ. Все эти документы должны быть разработаны в этом году.
 
Напомню, что Президент Российской Федерации в своем обращении к Федеральному Собранию РФ подчеркнул, что финансовая дисциплина, финансовая ответственность высших должностных лиц субъектов РФ должна быть поднята на более высокий уровень. Это, безусловно, относится и к исполнению тех обязательств, которые зафиксированы в соответствующих соглашениях. Поэтому наряду с основными задачами Минфином России будет на регулярной основе осуществляться мониторинг исполнения обязательств, которые зафиксированы в соглашениях по предоставлению дотаций и по реструктуризации кредитов.
 
В ближайшие месяцы станут видны контуры налоговых реформ. Мы будем, безусловно, внимательно изучать, как изменения налогового законодательства начнут воздействовать на сбалансированность региональных и муниципальных бюджетов. В прессе уже обсуждаются некоторые подходы, и видно, что определенные положения влияют на регулировку межбюджетных отношений между муниципальным и региональным уровнями. Все эти операции мы будем обсуждать с субъектами РФ.
 
Еще одной важной задачей, поставленной Правительством РФ, является обсуждение проблемы расходных полномочий. Мы открыты к обсуждению вопросов, связанных с изменением расходных полномочий между федеральной властью и регионами, которые позволят повысить эффективность их администрирования. У нас есть все возможности, чтобы уже в 2019 г. воплотить в жизнь соответствующие предложения.
 
Разработка программы по отмене неэффективных налоговых льгот – еще одна задача. Минфин также активно работает в этом направлении. В текущем году мы должны окончательно определиться с методикой оценки эффективности налоговых льгот. В случае их неэффективности придется отказаться от данного инструмента, перейти к прямому субсидированию соответствующих налогоплательщиков, стимулируя их к экономическому развитию, или по тем льготам, где есть возможность, уточнить перечень определенных категорий налогоплательщиков и повысить их ответственность перед бюджетной и налоговой системами. Мы должны реализовать это уже в этом году.
 
В среднесрочной перспективе деятельность по разработке и реализации мер, направленных на стабилизацию финансового состояния регионов и стимулирования их экономического и социального развития, также будет одним из
приоритетов для Минфина России. Но эффективной эта работа может быть только при условии активного взаимодействия с региональными властями.
 
 
Оригинал публикации: Журнал «Финансы», Замминистра финансов РФ Л.В. Горнин: О некоторых мерах по стабилизации финансового положения регионов
04.04.16
10.03.16
Заместитель Министра финансов Сергей Сторчак журналистам в Совете Федерации

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2016 г. составила 0,14 млрд. долларов США, что эквивалентно 9,41 млрд. рублей..

Пожалуйста сообщите нам об ошибке в данной статье.
Укажите свой e-mail, тему и текст сообщения, чтобы мы могли исправить.

Ваш e-mail:
Ваше имя:
Тема сообщения:
Текст сообщения:
Ваше сообщения отправлено